ИСПЫТАНИЕ БОГАТСТВОМ

(ПП-2001, №1)

   “Никакой слуга не может слу­­жить двум госпо­дам: ибо или одного будет ненави­деть, а другого любить;  или одному станет усердство­вать, а другому нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*” .

                                                                (Лука, 16, 13). 

    Богатым мы определенно не симпатизируем: ассоци­ируются они у нас с мошенниками, ворами, бездельниками, безжалостными, примитивными людьми и т.д. Сюда же присоединяется воспитанная в течение нескольких поколений неприязнь ко всяким буржуям и помещикам. Да и современные нувориши, так называемые “новые русские”, “новые украинцы” и иже с ними, своим чванством, стилем жизни, наглостью и анекдотическим бескультурьем продолжают поддерживать негативное отношение к богатству и богатым. Хотя… в глубине души почти каждому хотелось бы побыть богатым в молчаливом предположении, что именно ему, невзирая на богатство, удастся сохранить присущий себе позитив. 

Нужно сказать еще, что в течение веков бедность традиционно было принято возводить в ранг достоинства, опираясь, в частности, на авторитет Иисуса Христа. Ведь его слова “удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому в Царство Божие” (Матфей, 19, 16-24; Лука, 18, 18-25; Марк,10, 17-25) звучат достаточно категорично.

Однако же именно Иисус рассказал своим ученикам и притчу о талантах1  - деньгах, данным неким богачом трем своим рабам. Первых двух, пустивших деньги в оборот и приумно­живших их, он одобряет, а о третьем, закопавшем свои таланты для сохранности в землю и потом вернувшем их своему хозяину, говорится: “Лукавый раб и ленивый!.. возьмите у него талант и отдайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимущего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубовный.” (Матфей, 25, 14-30).

Широко известно, что иисусовы апостолы были людьми либо неимущими, либо, подобно Матфею, отказались от благосостояния. Но менее известно, что последним учеником Иисуса, тайно с ним встречавшимся, был богатый фарисей Никодим. Не- смотря на это, Иисус много и охотно с ним беседовал и, судя по всему, рассказал ему даже больше, чем первым двенадцати. Да и в заповедях Нагорной проповеди запрета на богатство нет. Выходит,  у Иисуса не все так однозначно с богатством…

Что до  Ветхого Завета, то в нем отношение к богатству еще более спокойное. Им в равной мере обладали как негативные персонажи, вроде египетского царя, преследо­вавшего евреев, так и праведники, начиная от Иосифа и Моисея и кончая Соломоном, символизирующим золотой век Израиля и еврейскую мудрость.

Попробуем же разобраться в этом вопросе, отделив, как говаривал Иисус, семена от плевелов. А поскольку обсуждать эту тему мы начали в библейском контексте, попытаемся понять ее, опираясь сначала на библейские же категории.

Если воспринимать слова Иисуса буквально, то богатство однозначно должно служить абсо­лютным препятствием к спасению (то есть - единению с Богом) для того, кто им владеет. Это также означает, что, наделяя богатством, Бог умышленно обрек некоторых из нас на безнадежную погибель. Мысль, конечно же, нелепая! Правильнее будет предположить, что богатство - это испытание, и испытание  опасное; если вдуматься, оно опаснее, чем нищета. Появляются соблазнительные возможности, искушения,  оно в высшей степени способствует возникновению гордости, эгоизма, материа­лизует интересы, оно вызывает такое высокомерие, что человек, вышедший из бедности, вскоре забывает не только свое пер­воначальное положение, но и тех, кто его с ним разделял и помогал ему. Он становится нечувствитель­ным, эгоистичным и тщеславным. Однако из того же что бо­гатство затрудняет путь к спасению, вовсе не следует что оно делает его невозможным и что оно не может стать средством спасения для умеющего пользоваться им подобно тому, как некоторые яды могут вернуть здоровье, если их применять с умом и кстати.

Когда Иисус говорил юноше, спрашивавшему его, как приобрести жизнь вечную: “Раздай все свое иму­щество и следуй за мной”, он вовсе не настаивал на абсолютной обязанности каждому избавляться от того, чем он владеет, и не утверждал, что спасение приобретается только этой ценой. Он хотел лишь показать, что привязанность к земным благам, как самоцели, является помехой для спасения.

Далее, следствием упомянутых слов, если их опять же понимать буквально, было бы требование уничтожить любое богатство как фактор, мешающий счастью человека и служащий источником всех его земных бед. Более того, это так же было бы  осуждением труда, доставляющего богатство. Но подобное суждение абсурдно, ибо оно возвращает человека к дикому состоянию и тем самым противоречит закону прогресса, то есть закону Бога.

Конечно, богатство является источником многих бед, оно поощряет дурные страсти, нередко вызывая даже преступления, но причина тому не в нем са­мом, а в человеке, злоупотребляющем им. Если богатство однозначно ведет лишь ко злу, Бог не допустил бы его существования на Земле. Именно от человека зависит, будет ли оно приносить добрые результа­ты.

Можно, конечно, согласиться с тем, что непосред­ственным элементом нравственного прогресса оно не является, но приходится признать, что оно слу­жит могущественным стимулятором прогресса умственного. Издревле для создания многих жизненно необходимых вещей человеку трудом своим приходилось добывать материалы из недр земли. Труд этот был весьма тяжел, и облегчить его было возможно лишь, совершен­ствуя  и развивая свой ум, знания, создавая, в конечном счете, науку. И богатство на этом пути всегда было основным средством приведения задуманного в исполнение, ибо без него не возможны большие работы по внедрению, тормозится творческая деятельность, и как следствие, исчезает сти­мул для открытий. Вот почему его не без основания следует считать важнейшим элементом прогресса.

С естественно-научной точки зрения нетрудно понять, что деньги (богатство) есть форма сохранения и накопления энергии. Любое творение и прогресс, в том числе социальный и культурный, невозможен без использования накопленной энергии. Поэтому объективно локальное накопление денег или другого их эквивалента необходимо и закономерно. Сама эволюция без этого невозможна. В конце концов, процесс накопления денег - это антиэнтро­пийный процесс, препят­ствующий хаосу. Иначе говоря, накопление денег, то есть энергии, препятствует распаду в природе, структурирует пространство, являясь фактором его упорядочивания.

Зададимся теперь вопросом: а каким образом деньги могут накопиться? Очевидно, только за счет желания, способностей и деятельности людей. Но если желание присутствует у всех или почти у всех нас, то в части способностей и трудолюбия мы очень и очень различаемся. Как и в любой другой сфере человеческой деятельности, так и в сфере зарабатывания, а, в конечном счете - накопления денег, наши возможности очень неодинаковы. Есть среди нас посредственности, есть таланты и есть гении.

Не секрет, что у того, кто умеет хорошо делать дело, соответствующих продуктов будет больше, чем у неумехи. Другой разговор, что он с ними делает и ради чего производит. Нередко мы также видим, что богатство достается людям, абсолютно не умеющим им распорядиться, использующим его эгоистично, либо даже во вред другим. Именно это более всего нас и раздражает, зачастую вызывая недобрую зависть.

Но с христианско-эзотерической точки зрения, как оно не парадоксально, именно здесь и проявля­ется мудрость Бога. Бог предоставил человеку свободу действий, желая, чтобы он на собственном опыте дошел до того, чтобы отличать добро от зла, и чтобы применение добра было результатом именно его уси­лий и его свободной воли. Кроме того, Бог не может допустить, чтобы богатство долго оставалось непроизводительным, и  потому постоянно его перемещает. Рано или поздно каждый получает возможность обладать им, чтобы испробовать себя и доказать, какое употребление он сумеет из него сделать; но так как материально невозможно, чтобы все его имели одно­временно (кстати, если бы все  владели им, не было бы стимула к труду, и прогресс на Земле прекратился бы), поэтому каждый владеет им по очере­ди: не имеющий богатства теперь, имел его уже или же будет иметь в другом существовании, а имеющий его сегодня, может не иметь завтра. Вселенская (Божеская) справедли­вость создает как богатых, так и бедных, и каждый должен работать в свою очередь; для одних бедность есть испы­тание их терпения и воли; для других богатство служит испытанием зрелости.

Конечно, не только  христианство проявляет интерес к вопросу о  богатстве. Другие религии также обращаются к нему, нередко придавая ему новое и ценное освещение. Так в индуизме полагают, что человек всякий раз воплощается, имея определен­ное предназначение и сопутствующие ему способности. По этим представлениям люди распределяются по так называемым варнам (сословиям), в рамках которых они, с одной стороны, проходят соответствующую жизненную школу, а с другой - наиболее эффективно могут служить делу эволюции. Поэтому сословные роли там каждым воспринимаются с пониманием. Так брамины - это мыслители и призваны служить накоплению самого ценного - знаний, кшатрии - служат обществу своими делами, силой (руководители, администраторы, воины), вайшьи - призваны производить богатства (хозяйственники, земледельцы, ремесленники, купцы), а шудры - вследствие своей еще слабой развитости, должны быть на второстепенных неквалифи­цированных работах, обслуживая три первые варны. Впрочем, обязанность обеспечивать существование предшествующих варн распространяется и на вайшьев, и на кшатриев, в чем, как увидим далее, заложен глубокий смысл.

Если вдуматься, то ничего унизительного в этой градации нет так же, как не унизительно сначала ходить в начальные классы школы, а потом в выпускные. Всякую работу можно выполнять хорошо или плохо - будь то профессора, государ­ственного чиновника, промышленника или банкира, наконец, официанта. При этом можно оказаться как ненавистным правителем, так и любимой нянюшкой в детском саду. Все зависит от нашей добросовестности.

Для нас в данном случае важно то, что среди вайшьев, согласно божественному эволюционному плану должны существовать люди, призванные производить и накапливать богатства.

Вернемся теперь к вопросу о зависти и раздражении, вызываемых богатыми. Проблема эта деликатна и неоднозначна. Прежде всего, наивно было бы рассчитывать, что умеющий “делать деньги” сам будет жить в бедности. Ведь любая деятельность привлекает нас лишь постольку, поскольку мы получаем от нее личное удовлетворение и пользу. Бизнесмен в этом смысле не может быть исключением.

Свами Вивекананда, один из величайших мудрецов ХIХ века, равно совершенно знавший как восточную, так  и западную философию, писал по этому поводу: “Если вы желаете богатства и вместе с тем знаете, что весь мир считает человека, стремящегося к богатству, очень дур­ным, то вы, может быть, и не посмеете броситься в борьбу за богатство, однако ум ваш будет день и ночь думать о деньгах. Это — лицемерие, и оно ни к чему не приведет. Окунитесь в жизнь мира, и только по истечении некоторого времени, когда вы выстрадаете и насладитесь всем тем, что он в себе содержит, придет отречение, а с отречением — и покой. Утолите вашу жажду власти и всего остального, и после того как вы ее удовлетворите, настанет время, когда вы увидите, что все это очень маловажно; но пока вы не удовлетворили этого желания, пока вы не испытали эту деятельность, вам невозможно достичь состояния по­коя, ясности и самоотре­чения. Ясность и самоотречение составляли предмет проповеди в течение многих тысяч лет, все мы слышали о них с детства; однако не многих людей видим мы в мире достигшими этих состояний. Сомневаюсь, встретил ли я хотя бы двадцать человек в моей жизни, в самом деле спокойных и не противя­щихся злу; между тем я объездил полмира” (из книги “Карма Йога”).

Кроме того, понятно, что не располагая излишками своего труда, то есть не будучи богатым, человек не сможет быть ни альтруистом, ни филантропом. Ученый, мудрец, прежде чем поделится своими знаниями, не может не извлечь из них пользы для самого себя. Не может же он быть мудрым для других, а для себя - дураком! Силач, оберегающий слабых, вряд ли будет, когда речь пойдет о собственной защите, размазней и хлюпиком. Точно так же противоестественно и богатому человеку жить в нужде. Другой разговор, что каждому, располагающему чем-то сверх необходимого, выгодно этим делиться. К сожалению, большин­ству это абсолютно непонятно.

…Под землей, как известно, блуждает много подземных вод. Для того чтобы использовать их, кто-то должен пробурить скважину или вырыть колодец. Причем, чем шире колодец, тем больше в нем накапливается воды и тем бесперебойнее ее можно из него отбирать. Узкие скважины, вообще говоря, быстрее опорожняются, иссякают. Богатый человек в этом смысле подобен выкопавшему  широкий колодец

Конечно, сразу же возникает вопрос: а как он потребляет, распределяет, раздает эту воду? Он может, например, запереть колодец и за бешенные деньги продавать жаждущим понемногу воды, вызывая у них раздражение, зависть и гнев. Помимо нагнетаемой таким образом социальной опасности наш незадачливый владелец колодца, сам того не ведая, ухудшает его характеристики и свои возможные доходы. Если из колодца воды отбирается мало, то каналы его источников слеживаются, забиваются, и воды поступает все меньше. Если же уровень воды в колодце поддерживать несколько меньше самоуста­нав­ливающегося, то вода будет постоянно вытекать из питающих источников, препятствуя их засорению. Русла их будут постоянно расширяться, а воды приходить все больше. 

На этом примере мы рассмотрели частное проявление одного из всеобщих Законов Космоса - Закона Жертвы: лишь отдавая что-то, можно рассчитывать что-то получать. Наблюде­ния и мудрость человеческая давно уже установили оптимальное соотношение отдаваемого и получаемого - от одной десятой до одной третьей. При меньшем значении, применительно к нашему примеру с колодцем, каналы его засоряются, слеживаются, при большей - возможно их непомерное размывание с последующим обвалом. Помещичья десятина, предельные налоги порядка 30% - эмпирическое подтверждение этой закономерности. Конечно, механизмы конкретных процессов могут быть разными, но общая энергетическая закономерность в любом случае сохраняется.

Именно здесь кроются рациональные корни меценат­ства, здесь тайна успеха добрых и щедрых людей, здесь причины любви к одним, безразличия к другим и ненависти к третьим.

В этой связи очень важно соответствующее просвеще­ние и воспитание возникающей у нас националь­ной экономической элиты, назовем ли мы ее буржуазией, олигархами или еще как. Конечно, при этом важно учитывать и социальные, и нравствен­ные законы. Их нужно знать, их нужно совершенствовать. Впрочем, основы их, как мы уже говорили, были заложены еще древнем индуизме. Вспомним: богатые (вайшьи) обязаны были содержать кшатриев и браминов, делясь своими средствами. Процесс осознания справедливости этих закономерностей небыстрый, но, как показала история, единственно результа­тивный.

Соблазн же ограбить богатых, уничтожить их богатство, разделив его по крохам между миллионами неумех и лентяев, дает лишь кратковременное, в основном, эмоциональное удовлетворение, а затем - длительную и унылую нужду и дефициты. В этой ситуации к власти неизбежно приходят люди, освоившие лишь два арифметических действия: вычитание (отнимание) и деление. Действий же сложения и умножения они, в отличие от бизнесменов, освоить не в состоянии. Поскольку достаточно скоро отнимать и делить оказывается уже нечего, постольку такое общество вырождается либо в агрессоров, норовящих отнять что-нибудь у соседей, либо в рабовладельцев, паразитирующих на труде зеков и колхозников, либо в хищников, безоглядно уничтожающих доставшиеся природные богатства - лес, нефть, уголь, руды и т.п. Все это нам очень и очень знакомо…

Мысли эти не раз уже возникали в лучших умах челове­чества. О Вивекананде мы уже упоминали. Нужно сказать, что даже он, несмотря на свой немалый авторитет, подвергался за них упрекам и нападкам. Е.И. Рерих так писала одному из его критиков.

“Теперь о статье Вивекананды. Критикуя Вивекананду за то, что он якобы поощряет приобретение богатств, Вы упустили из виду что Вивекананда на этих страницах говорит о долге гражданина, о строителе жизни, а не об отшельнике — духовном учителе. Каждая жизненная ступень несет и свою обязанность, или долг и ответственность. И мерки духовного учителя не всегда приложимы к строителю жизни. Соизмеримость и Целесо­образность — законы космические, и когда они наруша­тся, все ввергается в хаос. Кроме того, Вивекананда указывает на приобретение сначала знания, а потом уже богатства, — в этом “потом” весь смысл. При знании, как понимает его индус, и богатство становится благом, ибо оно тогда служит не личным целям, но общему благу. Умейте читать сознанием, просвет­ленным сердцем. Мертвая буква омертвит и ум.

Приведу Вам притчу из жизни Будды.

Анатхапиндика человек несметного богатства, прозванный “покрови­телем сирот и другом бедных”, услышав, что Будда остановился в бамбуковой роще вблизи Раджагрихи, немедленно отправился к Нему. Благословен­ный тотчас же увидел чистоту сердца Анатхапиндики и приветствовал его благостными словами. Анатхапиндика сказал: “Я вижу, что Ты — Будда, Благословенный, хочу открыть Тебе мое сердце. Выслушай меня и посоветуй, как мне поступить. Моя жизнь полна работы, и я приобрел большое богатство, я окружен заботами. Тем не менее, я люблю свое дело и прилежу ему со всем усердием моим. Много людей работает у меня, и благосостояние их зависит от успеха моих предприятий. Но я слышал, как твои ученики восхваляют благодать и радость жизни отшельника и осуждают суету мирскую... “Благословенный, говорят они, отказался от своего царства и нашел путь праведный и тем подал пример всем, как достичь Нирваны1 . Сердце мое жаждет поступить справедливо и стать благословением для всех моих ближних. Потому я хочу спросить Тебя, должен ли я отказаться от моего богатства и моих дел и, подобно Тебе, избрать бездомие, чтобы достичь благодати и праведной жизни?

Будда отвечал: “Благодать праведной жизни достигается каждым, кто следует благородному Пути Восьми Ступеней. Тот, кто привязан к  богатству, пусть лучше оставит его, нежели позволит отравить им свое сердце, но тот, кто не привязан к богатству и кто, обладая им праведно употребляет его, будет благословением своим ближним. Я говорю тебе: сохрани свое положение и еще усерднее приложи свое умение к делам твоим. Не жизнь, не богатства, не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти. Бикшу4 , который уходит из мира, чтобы вести жизнь беззаботную и бездеятельную, ничего не достигает. Ибо жизнь в ленности есть отвращение, и немощь силы должна быть презираема. Дхарма5 Татхагаты6 не требует, чтобы человек непременно избрал бездомие или отказался от мира, конечно, если только он не чувствует к этому призвания. Но Дхарма Татхагаты требует, чтобы каждый человек освободился от иллюзии самости, очистил свое сердце, отказался от жажды к наслаждениям и вел праведную жизнь.

И что бы человек ни делал — будет ли он ремеслен­ником, купцом или воином или удалится из мира и посвятит себя молитвенному созерцанию, пусть он вложит все свое сердце и прилежание в свою работу, пусть он будет усердным и деятельным. И если он будет как лотос, который растет в воде, и, тем не менее, остается нетронутым ею; если он будет биться в жизни, не питая зависти и ненависти, если будет вести жизнь не для услаждения самости, но лишь для истины, тогда радость, мир и благодать, несомненно, пребудут в сознании его.

Так и статья Вивекананды преисполнена этого духа целесообразности во всем.” (из письма ЕИР от 17.04.36).

Таким образом, должно быть ясным, что богатство и деньги, его выражающие, являются необходимым инструментом эволюции и сами по себе ни хороши, ни плохи. Плохо ими может распорядиться лишь конкретный человек, нанеся вред как себе, так и другим. Верующий же человек должен понимать, что Богу вовсе не угодно, чтобы он лишал себя того, чем владеет, с целью довести себя до добровольного нищенства, так как тогда он становится в тягость обще­ству; поступать так - значило бы дурно понимать отре­чение от земных благ. Это - тоже эгоизм, но уже другого рода: это — освобождение себя от ответственности, на­лагаемой богатством на обладающего им. Бог дает богатство для того, чтобы человек расходовал его на пользу всем. Богатый, следовательно, имеет опре­деленную миссию, которую он может и обязан сделать прекрас­ной и плодотворной для себя. Устранять богатство, когда Бог нам его дает - значит отказываться от пользы, которую можно принести, распоряжаясь им с умом. Уметь обходиться без богатства, если им не об­ладаешь, уметь употреблять его с пользой, если его име­ешь, уметь жертвовать им, если нужно, —вот что значит поступать согласно  предначертаниям Бога. Пусть же тот, на кого, как говорят, “напали деньги”, воскликнет: “Бог мой! Ты посылаешь мне но­вую обязанность, дай же мне ума и способностей исполнить ее согласно Твоей святой воле”.

Прочитаем теперь еще раз евангельские слова в эпиграфе. В них все - правда. Только не нужно забывать ставить акцент на слове служить. Хорошо бы об этом вспоминать почаще и богатым, и бедным. А человеку чувствовать себя богатым, не служа богатству, не только можно, но и нужно...

 

 * Маммона - сирийское слово, означающее богатство или зем­ные блага.

 1 Талант - мера веса металлов у древних евреев; денежная мо­не­та у них же, разменивавшаяся на 60 минов или на 6 драхм или на 3 сикля.

 2 Нирвана - свобода от желаний и других ограничений плоти, бла­жен­ство созерцания, совершенство духовного знания.

 3 Путь Восьми Ступеней, Восьмеричный (благородный) путь, Сре­динный путь - путь, который, избегая двух крайностей - чув­ствен­ного сла­до­страстия и самоистязания, - ведет к просветле­нию и освобождению от страданий. Состоит из восьми ступеней, определенных Буддой.

 4 Бикшу, бикху - монах в южном буддизме.

5 Дхарма - этическое руководство, закон деятельности.

6 Татхагата, Татха-Гата - сторонник Будды, ведущий себя по­до­б­ным ему образом.