Юрий Михайлович Ключников – один из первых
послевоенных приверженцев учения Агни Йога в Советском Союзе. Видный сибирский
журналист, сотрудник партийных изданий он, попав на обучение в центральный
институт марксизма-ленинизма, получил возможность работать в закрытых
библиотеках и знакомиться с недоступной для простых смертных литературой. Так в
его руки попали тома запрещенной тогда Агни Йоги, и судьба его круто
изменилась. Искренне вдохновившись идеями Учения, Юрий Михайлович наивно
пытался вдохновить ими и тогдашних партийных функционеров, пропагандировать их
на страницах доступных ему изданий. В результате – исключение из партии,
увольнение с волчьим билетом с работы, другие гонения... Но Ключников выстоял.
Сегодня он один из наиболее авторитетных и квалифицированных пропагандистов
Учения. Много пишет и ездит по странам СНГ. Неоднократно приезжал в Одессу, где
его выступления пользовались большим успехом.
Следующая ниже статья Ю.М. Ключникова
печатается с небольшими сокращениями.
Ю.М.Ключников
Хороша ли наша история?
(Размышления над книгами Агни Йоги)
Говорят, что история
повторяется дважды, сначала в виде трагедии, а потом как фарс. Но российская
история больше тяготеет к повторению трагедий, чем к их превращению в шутку.
При этом “шутники”, развязывая демократический хаос, сами, как правило,
становятся его жертвой. Так было до сих пор. Так, надеюсь, больше не будет
после апокалиптической чистки Земли.
Агни Йога, новое Провозвестие, данное новой России и
Новому Миру, - не просто желательный ориентир для раздираемого
противоречиями человечества. Это Провозвестие совпало по времени с началом
новой Космической эпохи – Сатья Юги,
которая кладет конец войнам и ненависти. “Кроткие наследуют землю”, - сказал
Иисус Христос в начале эпохи Рыб. Ныне наступает время, заповеданное Христом,
- знак Водолея.
Нам очень важно понять диалектику переживаемого времени, так же как и
наставление христианского Первоучителя полюбить ненавидящих и преследующих
нас. Это не только прекрасная добрая мысль, это своего рода пропуск в новую
эпоху. Ненавистники в нее не войдут.
Перечитывание книг Живой Этики еще раз убеждает, что Учение
подводит черту под предыдущей эпохой и обозначивает
контуры новой. Ее имя - Община. Другими словами - Коммунизм. Но не “казарменный” и не “с человеческим лицом”, а
тот, который был заповедан в Пифагорейском союзе, в буддийской сангхе, в христианских
общинах. Маркс называл его утопическим, феодальным, христианским и т.д. Но
утопизма в этом коммунизме не больше, чем в экономической доктрине Маркса. Этот
коммунизм не годился, конечно, для массового употребления, как, впрочем, и
идеалы, обозначенные в “Критике Готской программы”.
Имя новой эпохи - Община. Другими словами - Коммунизм. Но не “казарменный” и не “с человеческим лицом”, а
тот, который был заповедан в Пифагорейском союзе, в буддийской
сангхе, в христианских общинах.
Но ростки новой
эпохи появляются загодя, они пробиваются через камни старых фундаментов и
асфальт старых дорог, страдают, искривляются в своем росте, слушают обвинения в
преждевременности и все равно зеленеют. А в назначенный час они выпрямляются
и расцветают пышным цветом, тем пышнее, чем больше препятствий было на их пути.
И еще одна закономерность. Ростки эти не однообразны. Подобно тому, как травы
на лугу растут разные и все вместе составляют чудесную
гамму, так и Община не может быть только буддийской, христианской,
марксистской или еще какой. Бог - это не флейта и не труба, но оркестр. И
потому он - любовь, а не ненависть. И потому Новая эпоха может быть обозначена
также словом “Братство”.
Но Бог вынужден проходить и через эпохи ненависти. И прощать даже распинающих его. Здесь кроется урок, плохо усвоенный
церковью. Церковь разделила Единого на добро и зло, на Бога и сатану. Даже
известное изречение Христа: “Иди за мной, сатано!”
откорректировано в синоидальном переводе Библии 187О
г. как: “Отыди от меня, сатана!”. Между тем, такой
светоч христианства, как Павел Флоренский, утверждал, что Бог есть
противоречие и не может быть ничем иным как противоречием. Что он сам вызывает
атеизм, чтобы еще мощнее утвердить духовность.
Если Бог есть все, то и сатана - часть его. Низшая,
подчиненная, следующая за высшей. Вот почему в конце концов ненависть вынуждена идти за любовью, а
зло за добром. Кроме того, нужно уметь различить, где добро, а где зло. И что
целесообразнее для божественной эволюции - потерять 20 миллионов на войне или
40 миллионов от пьянства?
Слова Христа “Не мир я
принес вам, но меч” - пропускаются мимо ушей. Мистерия распятия отделена от
воскресения, хотя одно без другого существовать не могут. Может быть, вышесказанное
пояснит, почему Бог, а не сатана послал в мир безбожника Ленина.
Еще одно
распространенное заблуждение, что Бог является человечеству лишь в телах заботливых
Провозвестников. Но уже Магомет доказал, что это не так. Агни Йога утверждает,
что Божественный Логос приходит на землю не только со свитком законов, но и с
мечом завоевателя и со скальпелем революционера. Когда хирург вырезает
опухоль, он задевает не только больные клетки, но и здоровые. Те и другие
вопиют, что им больно, что операция несправедлива. Но организм понимает задачу
лучше клетки.
В разное время для
возобновления остановившейся эволюции планеты в мир посылаись
Чингисхан, Наполеон, Тамерлан. Может быть, такое соседство смягчит “вину”
“кровожадного бунтаря” Ленина.
Но какое же это страшилище - агнийогический Бог! - восклицает иной добропорядочный
читатель. Что же, к этому возмущению можно присоединить ужас перед тем, что
и вся земная эволюция строится на останках древовидных папоротников,
динозавров, мамонтов и т.д. Да и добропорядочный читатель, чтобы жить, забивает
на бойнях миллионы животных. Возразят: так то животные! Но лучше ли их многие,
называющие себя людьми?
Драма человеческого развития, как и всей эволюции, основана на борьбе
противоположностей. На ранних ступенях развития эта борьба носит кровавый
характер, в эпоху зрелости противоположности “сражаются” преимущественно
мирными средствами. Но борьба как закон развития все равно остается. Ленин в
“Философских тетрадях” сформулировал этот закон так: “Раздвоение Единого и
борьба противоположностей как основа самодвижения”. Павел Флоренский, как мы
уже говорили, определил Бога как противоречие. Лишь этим ключом открываются
двери духовности. Будда не принимал в свою общину учеников, не умеющих вмещать
противоположности. Милосердный Новый Завет по форме вроде бы отрицает “кровожадный”
ветхий Завет. Но так может думать только недалекий, догматически мыслящий человек.
И Ветхий и Новый Заветы легли рядом под один переплет, на котором написано
“Библия”. И Христос пришел не отменить законы Моисея, но исполнить их.
Эти азбучные положения всех Великих Заветов приходится повторять вновь
и вновь, без них не понять Агни Йоги.
Неискушенный читатель Агни Йоги сплошь да рядом спотыкается
о кажущиеся несовместимые альтернативы. Например,
настойчивая проповедь об отказе от собственности, от золота соседствует со
строкой “Толковый денежный отчет ценим больше, чем букет пушистых заверений”.
Также может вызвать недоумение решительное осуждение Агни Йогой насильственной
общины и насилия вообще и… высокая оценка самой страшной в истории Революции.
За две тысячи лет мы еще как-то смирились с мыслью, что Христос воскрес и
вознесся через распятие, но нам трудно понять, что таков же путь к Общине.
Сегодня раздаются голоса, что была
процветающая Россия, во многом опередившая передовые страны Запада, а в остальном
догоняющая его: страна, путь которой был прерван революционными экспериментами
Ленина. При этом апологеты ни колаевской России совершенно не хотят вспомнить, что к
1917 году Николай II не находил поддержки даже у ортодоксальных монархистов,
не говоря уже о кадетах, октябристах и прочих. Для одних он был слишком слаб,
для других слишком тиран, для третьих слишком продал свою душу “дьяволу”
Григорию Распутину. Русская интеллигенция полностью выпряглась из монархической
телеги и сама себе приготовила тиранический хомут. Сегодня все повторяется с
другого конца. И если нас минует “чаша сия”, то не потому, что поумнели
интеллигенты и политические лидеры, а потому, что иные космические токи хлынули
на планету. Тогда же, в преддверии Армагеддона, распад России мог быть
остановлен только диктаторскими методами.
Вот почему в Россию был
послан Махатма Ленин.
Клин вышибается клином. Жестокость империалистического
мира вышибалась еще большей жестокостью больше виков. К 1917 году больна была не только Россия, но
и весь мир. И его гуманное преображение, в конечном итоге, результат коммунистического
вызова России. Конечно, больше выиграл остальной мир, чем родина социализма.
Но это лишь по житейским меркам. Духовный потенциал России еще не выявлен. Ее
воскресение и вознесение впереди...
Экономическая доктрина марксизма сделалась предметом
насмешек юмористических телепередач. Между тем, марксистские догмы - детище
эпигонов1 Маркса, сам же по себе марксизм - великий осколок
величайших доктрин Востока.
“Толковый
денежный отчет ценим больше, чем букет пушистых заверений”
(Из книги “Озарение”)
Согласно этим
доктринам, человечество делится по сознанию на четыре основных касты:
брамины, кшатрии, вайшьи и шудры, в греческом варианте: мудрецы, воины, купцы и
слуги. Марксистский вектор истории известен: от “отсталого” рабовладельческого
строя через мрак феодализма - к “сияющим вершинам” пролетарской революции.
Восточный экипаж эволюции движется в противоположном направлении: от века
мудрецов – Сатья Юги
последовательно через серебряный век (царство воинов), бронзовый (купцы-вайшьи)
к торжеству черной Кали Юги (царство шудр). Как
видим, схемы полярны, поскольку в одном случае за
основу взята материя, в другом - дух. Очень легко списать такие перестановки на
уловки сатаны, который все делает наоборот. Но восточные доктрины отвергают
существование всемогущего князя мира сего, точнее отводят ему очень скромное
служебное место в планах Бога. Эволюция не нуждается в верховном демоне зла.
Добро есть божественная мудрость, зло - человеческое невежество. Шудре
действительно нечего терять, кроме своих цепей - цепей невежества, а мудрецу
незачем приобретать весь мир, потому что он и так владеет всем, т.е. мудростью.
Смысл человеческой эволюции, согласно священным книгам Индии и Тибета, в
увеличении числа мудрецов и в постепенном усыхании необъятного моря шудр...
Потому восточные доктрины эволюции безоценочны и справедливы:
четыре Юги следуют безостановочно одна за другой, а
затем начинается их новый эволюционный виток. При этом мудрец
и слуга не обязательно привязаны рождением к высшему или низшему по земной
квалификации классу. Наоборот, каждое сознание проводится через
различные нации и классы для реализации общих и собственных эволюционных
задач. Агни Йога
говорит: наступает эпоха Сатья Юги
с ее энергиями, которые обновят землю. Грядет век мудрецов, новейших технологий
и согласия между народами. Скажут: бедное человечество, какими только сказками
оно не тешило себя! А на самом деле каждый век сгущал тьму, делал войны
ожесточеннее, а распущенность вседозволеннее. Но и Сатья Юга придет, согласно Агни Йоге, не в праздничных
одеждах, а в трудах и стонах Апокалипсиса. Ибо тела многих из нас не выдержат
Божественных вибраций Новой Эпохи. Вот почему так опасно привязывать сознание к
земным ориентирам. Поезд эгоистических торговцев ушел. Пир во время чумы будет
недолог.
Итак, Кали Юга, завершащаяся
царством вайшьев и шудр, на исходе. Хотя в переводе на русский язык эта эпоха
означает “черный век”, она ни хороша, ни плоха, она - закономерный этап в
развитии человечества. И духовные вожди ее Маркс и Ленин тоже не нуждаются ни в
“аллилуйя”, ни в “изыди”, они - страница в Книге
жизни, которую следует перевернуть спокойно, а не пытаться вырвать. Ибо любые
пристрастия к прошлому лишь реанимируют его и заражяют
трупным ядом живых.
Объясняя зло прошлого,
Агни Йога призывает не возлагать чрезмерных надежд на будущее. Да, грядущая Сатья Юга ликвидирует
войны, обеспечит людям материальное благоденствие, но и возложит на
человеческие сознания новую ношу ответственности. Нелегко уберечься от
соблазнов мира сего, проходя через огонь и воду Калиюги.
А медные трубы Сатья Юги
еще труднее... Ведь так называемый князь мира сего пал именно обладая
необъятными, с нашей точки зрения, возможностями.
Несокрушимый оптимизм Агни Йога советует черпать не в
ограниченном временном отрезке очередной юги, а в
неисчерпаемой беспредельности. Конечно, это очень трудно. Но что же истинно стоящее
достается без труда?
Если не легко объяснить
(а не оправдать) логику Октябрьской революции и феномена Ленина, то после всего
пережитого нами магниты коммунизма и России могут показаться вообще
несвоевременными. Но как уже говорилось, логика Агни Йоги не формальная, она -
диалектическая. Предмет ее - причины, а не видимость. Коммунизм не является
изобретением Маркса и Ленина, корни его уходят в такие глубины истории,
выстраданы таким сонмом выдяющихся сознаний, что
неизбежно должны вновь и вновь прорасти.
То, что произошло с
нами в 1917 году и позже, можно назвать социалистическим выбором лишь очень
условно. Это была весновспашка будущей Общины. Ее социалистические семена были
разбросаны по всему миру, как об этом сказано в евангельской притче о сеятеле.
И сегодня можно поспорить, где эти семена взошли лучше: у нас, в Соединенных
Штатах, Японии или в Швеции.
Но дело даже не в
этом. Истинная общинизация планеты только начинается,
и она привязана к космическим срокам Эпохи Водолея.
Каковы же контуры будущей
Планетной Общины?
Она будет создана
совместным свободным творчеством всех народов, населяющих Землю. Мы уже
обожглись на навязывании социалистических схем. Даже Великие Учителя лишь в
самых общих формах рисуют общинное будущее планеты, если оно состоится, а не
будет прервано безумием человеческих толп.
Общине будут даны
новые виды энергии, как видимые, так и невидимые. Невидимые станут основой психодеятельности, видимые послужат задачам формирования
материи. Поскольку уменьшиться граница между физическим и астральным миром,
преобразуются и методы материального формовыявления. Многие современные технологии уйдут за
ненадобностью, главным инструментом создания необходимых вещей станет мысль.
Но альфой и омегой Нового Мира станет Этика. Без нее в этот мир не
войти. Христианский страшный суд, отделяющий
праведников от грешников, и есть новые космические энергии, которые уже сейчас
производят отбор людей для будущего по этическим характеристикам. Никто не
может пожаловаться на При таком подходе спокойно и
свободно решается вопрос о предпринимательстве и частной собственности.
Стремление многих людей к свободному предпринимательству не только естественно,
но и законно, это условие повышения имущественного потенциала общества.
Понимание тщеты частной собственности придет не через запреты и ограничения, но
в бурях Апокалипсиса. Уже сегодня лучшие представители западного бизнеса
рассматривают Капитал не как цель, но как средство творческой самореализации.
Что же касается хищников, то они в Сатья Югу не
войдут.
Итоги. Еще раз повторим идею вмещения
противоречий как ключевую идею каждого Провозвестия. Эволюция
мира, в особенности духовная, именно предполагает движение “связки”
противоречий, и торжествующая альтернатива не уничтожает уходящую, но
синтезирует из нее все лучшее, жизнеспособное. Вспомним гегелевскую
триаду: тезис, антитезис, синтез.
И
предвидения Великих Учителей оправдались: казарменный коммунизм, принудительно
уравновешивающий людей по бедности, не выдержал экзамена истории.
В особенности важно
учитывать данный факт при рассмотрении такой важнейшей идеи, как общинная, коммунистическая.
Наметившаяся тенденция начисто перечеркнуть советский период
истории чревата теми же последствиями, которые характеризуют самые страшные
страницы с 1917 по 1953 годы.
Столь же опасно и бесперспективно утверждение в любой
форме насильственного, тоталитарного социализма. Его историческая роль сыграна.
“Все действительное разумно”, - сказал некогда Гегель. Трагедия, разыгранная в
России после февраля 1917 года, отражала общий сложившийся к этому времени
уровень сознания, - “разум неразумия”, - и сегодня задача народа, в особенности
интеллигенции - увеличить долю первого в море второго.
Мы получили жестокий
урок. Нам дано Учение жизни, которое может облегчить новую штормовую качку
страны. Наконец, мир вступил в новые космические условия, выживание в которых
возможно только на принципах Общины.
Как относится Учение Агни Йоги к Учению, данному
Иисусом Христом? Так же, как Нагорная проповедь к десяти Заповедям Ветхого
Завета. Это Продолжение всех Провозвестий, дававшихся людям с незапамятных
времен соответственно их уровню сознания и космическим срокам. Некоторые
религиозные люди любят повторять евангельскую фразу: “Бойтесь лжепророков”. Но
человеку даны сердце и разум, чтобы почувствовать и
понять разницу между истиной и ложью. Если такого разумения нет, то можно
просить хотя бы не отвергать нового Учения, вспомнив печальную судьбу тех, кто
отверг Учение Иисуса Христа на том же основании, что
он “лжемессия”.
Укажем также, что первая книга Учения Агни Йоги начинается с имени
Христа и последняя книга “Надземное” в значительной степени посвящена Этой Индивидуальности. Все
великие мировые религии - ислам, буддизм, индуизм - почитают Христа, и Агни
Йога, будучи наследницей лучших духовных традиций человечества, не устает
повторять, что будущее каждого человека и человечества в целом состоится лишь
на путях почитания и подражания Христу.
Озирая моря человеческого страдания, Иисус Христос
произнес свои знаменитые, но плохо усвоенные до сих пор слова: “Не судите, да
не судимы будете”.
Когда эта мудрость огненными буквами впишется в наше
сердце, тогда, не раньше, мы сможем в радости, а не в страхе повторить другие
великие слова Учителя, обращенные к Богу:
ДА
ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ!
1
Эпигоны (греч.) -
последователи, механически
повторяющие отжившие идеи и методы предшественников.