Юрий Михайлович Ключников – один из первых послевоенных приверженцев учения Агни Йога в Советском Союзе. Видный сибирский журналист, сотрудник партийных изданий он, попав на обучение в центральный институт марксизма-ленинизма, получил возможность работать в закрытых библиотеках и знакомиться с недоступной для простых смертных литературой. Так в его руки попали тома запрещенной тогда Агни Йоги, и судьба его круто изменилась. Искренне вдохновившись идеями Учения, Юрий Михайлович наивно пытался вдохновить ими и тогдашних партийных функционеров, пропагандировать их на страницах доступных ему изданий. В результате – исключение из партии, увольнение с волчьим билетом с работы, другие гонения... Но Ключников выстоял. Сегодня он один из наиболее авторитетных и квалифицированных пропагандистов Учения. Много пишет и ездит по странам СНГ. Неоднократно приезжал в Одессу, где его выступления пользовались большим успехом.

Следующая ниже  статья Ю.М. Ключникова печатается с небольшими сокращениями.

Ю.М.Ключников

Хороша ли наша история?

           (Размышления над книгами Агни Йоги)

Говорят, что история пов­то­ря­ется дважды, сначала в виде трагедии, а потом как фарс. Но российская исто­рия больше тяготеет к повторению трагедий, чем к их превращению в шутку. При этом “шутники”, развя­зывая демокра­тиче­ский хаос, сами, как правило, становятся его жертвой. Так было до сих пор. Так, надеюсь, больше не будет после апокали­птической чистки Земли.

Агни Йога, новое Провозвестие, данное новой России и Новому Миру, - не просто жела­те­ль­ный ориентир для раздира­емого противоречиями человече­ства. Это Провозвестие совпало по времени с началом новой Космической эпохи – Сатья Юги, которая кладет конец вой­нам и ненависти. “Кроткие на­сле­дуют землю”, - сказал Иисус Христос в начале эпохи Рыб. Ныне наступает время, запове­данное Христом, - знак Водолея.

Нам очень важно понять диа­лектику переживаемого времени, так же как и наставление христи­анского Первоучителя полюбить ненавидящих и преследующих нас. Это не только прекрасная добрая мысль, это своего рода пропуск в новую эпоху. Нена­вистники в нее не войдут.

Перечитывание книг Живой Этики еще раз убеждает, что Учение подводит черту под предыдущей эпохой и обозна­чивает контуры новой. Ее имя - Община. Другими словами - Коммунизм. Но не “казармен­ный” и не “с человеческим ли­цом”, а тот, который  был запове­дан в Пифагорейском союзе, в буддийской сангхе, в христианских общинах. Маркс называл его утопическим, феодальным, христианским и т.д. Но утопизма в этом коммунизме не больше, чем в экономической доктрине Маркса. Этот коммунизм не годился, конечно, для массового употребления, как, впрочем, и идеалы, обозначенные в “Крити­ке Готской программы”.

 

Имя новой эпохи - Община. Другими словами - Коммунизм. Но не “казарменный” и не “с человеческим лицом”, а тот, который был заповедан в Пифагорейском союзе, в буддийской сангхе, в христианских общинах.

 

 Но ростки новой эпохи появляются загодя, они пробиваются через камни старых фундаментов и асфальт старых дорог, страдают, искривляются в своем росте, слушают обвинения в прежде­вре­менности и все равно зеле­неют. А в назначенный час они выпрямляются и расцветают пышным цветом, тем пышнее, чем больше препятствий было на их пути. И еще одна законо­мерность. Ростки эти не одно­образны. Подобно тому, как травы на лугу растут разные и все вместе составляют чудесную гамму, так и Община не может быть только буддийской, христи­анской, марксистской или еще какой. Бог - это не флейта и не труба, но оркестр. И потому он - любовь, а не ненависть. И пото­му Новая эпоха может быть обозначена также словом “Брат­ство”.

Но Бог вынужден проходить и через эпохи ненависти. И прощать даже распинающих его. Здесь кроется урок, плохо усво­ен­ный церковью. Церковь разде­лила Единого на добро и зло, на Бога и сатану. Даже известное изречение Христа: “Иди за мной, сатано!” откорректировано в синоидальном переводе Библии 187О г. как: “Отыди от меня, сатана!”. Между тем, такой свет­оч христианства, как Павел Флоренский, утверждал, что Бог есть противоречие и не может быть ничем иным как противо­речием. Что он сам вызывает атеизм, чтобы еще мощнее ут­вер­дить духовность.

Если Бог есть все, то и сатана - часть его. Низшая, подчинен­ная, следующая за высшей. Вот почему в конце концов ненависть вынуждена идти за любовью, а зло за добром. Кроме того, нужно уметь различить, где добро, а где зло. И что целесо­образнее для божественной эво­люции - потерять 20 миллионов на войне или 40  миллионов от  пьянства?

Слова Христа “Не мир я при­нес вам, но меч” - пропускаются мимо ушей. Мистерия распятия отделена от воскресения, хотя одно без другого существовать не могут. Может быть, вышеска­занное пояснит, почему Бог, а не сатана послал в мир безбожника Ленина.

Еще одно распространенное заблуждение, что Бог является человечеству лишь в телах забот­ливых Провозвестников. Но уже Магомет доказал, что это не так. Агни Йога утверждает, что Боже­с­твенный Логос приходит на землю не только со свитком законов, но и с мечом заво­евателя и со скальпелем револю­ционера. Когда хирург вырезает опухоль, он задевает не только больные клетки, но и здоровые. Те и другие вопиют, что им больно, что операция неспра­ведлива. Но организм понимает задачу лучше клетки.

В разное время для возоб­новления остановившейся эво­лю­ции планеты в мир посылаись Чингисхан, Наполеон, Тамерлан. Может быть, такое соседство смягчит “вину” “кровожадного бунтаря” Ленина.

Но какое же это страшилище - аг­­ни­йогический Бог! - воскли­цает иной добропорядочный чи­та­тель. Что же, к этому воз­мущению можно присоединить ужас перед тем, что и вся земная эволюция строится на останках древовидных папоротников, динозавров, мамонтов и т.д. Да и добропорядочный читатель, чтобы жить, забивает на бойнях миллионы животных. Возразят: так то животные! Но лучше ли их многие, называющие себя людьми?

Драма человеческого разви­тия, как и всей эволюции, осно­вана на борьбе противо­поло­жностей. На ранних ступенях развития эта борьба носит крова­вый характер, в эпоху зрелости про­ти­воположности “сражаю­тся” преимущественно мирными средствами. Но борьба как закон развития все равно остается. Ленин в “Философских тетра­дях” сформулировал этот закон так: “Раздвоение Единого и борьба противоположностей как основа самодвижения”. Павел Флоренский, как мы уже гово­рили, определил Бога как проти­во­­речие. Лишь этим ключом открываются двери духовности. Будда не принимал в свою об­щину учеников, не умеющих вмещать противоположности. Милосердный Новый Завет по форме вроде бы отрицает “кро­во­жадный” ветхий Завет. Но так может думать только недалекий, догматически мыслящий чело­век. И Ветхий и Новый Заветы легли рядом под один переплет, на котором написано “Библия”. И Христос пришел не отменить законы Моисея, но исполнить их.

Эти азбучные положения всех Великих Заветов прихо­дится повторять вновь и вновь, без них не понять Агни Йоги.

Неискушенный читатель Аг­ни Йоги сплошь да рядом спо­ты­ка­ется о кажущиеся несовме­стимые альтернативы. Напри­мер, настойчивая проповедь об отказе от собственности, от золота соседствует со строкой “Толковый денежный отчет ценим больше, чем букет пуши­с­тых заверений”. Также может вызвать недоумение решитель­ное осуждение Агни Йогой насильственной общины и на­силия вообще и… высокая оцен­ка самой страшной в истории Революции. За две тысячи лет мы еще как-то смирились с мыслью, что Христос воскрес и вознесся через распятие, но нам трудно понять, что таков же путь к Общине.

Сегодня раздаются голоса, что была процветающая Россия, во многом опередившая передо­вые страны Запада, а в осталь­ном догоняющая его: страна, путь которой был прерван рево­люционными экспериментами Ленина. При этом апологеты ни­ ко­лаевской России совершенно не хотят вспомнить, что к 1917 году Николай II не находил поддержки даже у ортодок­саль­ных монархистов, не говоря уже о кадетах, октябристах и прочих. Для одних он был слишком слаб, для других слишком тиран, для третьих слишком продал свою душу “дьяволу” Григорию Рас­пу­­тину. Русская интеллигенция полностью выпряглась из монар­хической телеги и сама себе приготовила тиранический хо­мут. Сегодня все повторяется с другого конца. И если нас минует “чаша сия”, то не потому, что поумнели интеллигенты и поли­тические лидеры, а потому, что иные космические токи хлынули на планету. Тогда же, в пред­дверии Армагеддона, распад России мог быть остановлен только диктаторскими методами.

Вот почему в Россию был послан Махатма Ленин.

Клин вышибается клином. Жестокость империа­лис­ти­че­ского мира вышибалась еще большей жестокостью больше­ виков. К 1917 году больна была не только Россия, но и весь мир. И его гуманное преображение, в конечном итоге, результат ком­му­ни­стического вызова России. Конечно, больше выиграл оста­ль­ной мир, чем родина социа­лизма. Но это лишь по житей­ским меркам. Духовный потен­циал России еще не выявлен. Ее вос­кре­сение и вознесение впере­ди...

Экономическая доктрина мар­к­­сизма сделалась предметом насмешек юмористических теле­передач. Между тем, марксис­тские догмы - детище эпигонов1 Маркса, сам же по себе марксизм - великий осколок величайших доктрин Востока.

 

“Толковый денежный отчет ценим больше, чем букет пушистых заверений”

(Из книги “Озарение”)

 

  Согласно этим доктринам, че­­­­ло­ве­чество делится по созна­нию на четыре основных касты: брамины, кшатрии, вайшьи и шудры, в греческом варианте: мудрецы, воины, купцы и слуги. Марксистский вектор истории известен: от “отсталого” рабо­вла­дельческого строя через мрак феодализма - к “сияющим вершинам” пролетарской революции. Восточный экипаж эволюции движется в противоположном направлении: от века мудрецов – Сатья Юги последовательно через серебряный век (царство воинов), бронзовый (купцы-вайшьи) к торжеству черной Кали Юги (царство шудр). Как видим, схемы полярны, поскольку в одном случае за основу взята материя, в другом - дух. Очень легко списать такие перестановки на уловки сатаны, который все делает наоборот. Но восточные доктрины отвергают существование всемогущего князя мира сего, точнее отводят ему очень скромное служебное место в планах Бога. Эволюция не нуждается в верховном демоне зла. Добро есть божественная мудрость, зло - человеческое невежество. Шудре действительно нечего терять, кроме своих цепей - цепей невежества, а мудрецу незачем приобретать весь мир, потому что он и так владеет всем, т.е. мудростью. Смысл человеческой эволюции, согласно священным книгам Индии и Тибета, в увеличении числа мудрецов и в постепенном усыхании необъятного моря шудр... Потому восточные доктрины эволюции безоценочны и справедливы: четыре Юги следуют безостановочно одна за другой, а затем начинается их новый эволюционный виток. При этом мудрец и слуга не обязательно привязаны рожде­нием к высшему или низшему по земной квалифи­кации классу. Наоборот, каждое сознание проводится через различные нации и классы для реализации общих и собст­венных эволюци­он­ных задач. Агни Йога говорит: наступает эпоха Сатья Юги с ее энергиями, которые обновят землю. Грядет век мудрецов, новейших технологий и согласия между народами. Скажут: бедное человечество, какими только сказками оно не тешило себя! А на самом деле каждый век сгущал тьму, делал войны ожесточеннее, а распущенность вседозволеннее. Но и Сатья Юга придет, согласно Агни Йоге, не в праздничных одеждах, а в трудах и стонах Апокалипсиса. Ибо тела многих из нас не выдержат Божественных вибраций Новой Эпохи. Вот почему так опасно привязывать сознание к земным ориентирам. Поезд эгоистических торговцев ушел. Пир во время чумы будет недолог.

Итак, Кали Юга, заверша­щаяся царством вайшьев и шудр, на исходе. Хотя в переводе на русский язык эта эпоха означает “черный век”, она ни хороша, ни плоха, она - закономерный этап в развитии человечества. И духовные вожди ее Маркс и Ленин тоже не нуждаются ни в “аллилуйя”, ни в “изыди”, они - страница в Книге жизни, которую следует перевернуть спокойно, а не пытаться вырвать. Ибо любые пристрастия к прошлому лишь реанимируют его и заражяют трупным ядом живых.

Объясняя зло прошлого, Агни Йога призывает не возлагать чрезмерных надежд на будущее. Да, грядущая Сатья Юга ликвидирует войны, обеспечит людям материальное благоден­ствие, но и возложит на человеческие сознания новую ношу ответственности. Нелегко уберечься от соблазнов мира сего, проходя через огонь и воду Калиюги. А медные трубы Сатья Юги еще труднее... Ведь так называемый князь мира сего пал именно обладая необъятными, с нашей точки зрения, возможностями.

Несокрушимый оптимизм Агни Йога советует черпать не в ограниченном временном отрезке очередной юги, а в неисчерпаемой беспре­дель­ности. Конечно, это очень трудно. Но что же истинно стоящее достается без труда?

Если не легко объяснить (а не оправдать) логику Октябрьской революции и феномена Ленина, то после всего пережитого нами магниты коммунизма и России могут показаться вообще несвоевременными. Но как уже говорилось, логика Агни Йоги не формальная, она - диалекти­ческая. Предмет ее - причины, а не видимость. Коммунизм не является изобретением Маркса и Ленина, корни его уходят в такие глубины истории, выстраданы таким сонмом выдяющихся сознаний, что неизбежно должны вновь и вновь прорасти.

То, что произошло с нами в 1917 году и позже, можно назвать социалистическим выбором лишь очень условно. Это была весновспашка будущей Общины. Ее социалистические семена были разбросаны по всему миру, как об этом сказано в евангельской притче о сеятеле. И сегодня можно поспорить, где эти семена взошли лучше: у нас, в Соединенных Штатах, Японии или в Швеции.

Но дело даже не в этом. Истинная общинизация планеты только начинается, и она привязана к космическим срокам Эпохи Водолея.

Каковы же контуры будущей Планетной Общины?

Она будет создана совместным свободным творчеством всех народов, населяющих Землю. Мы уже обожглись на навязывании социалистических схем. Даже Великие Учителя лишь в самых общих формах рисуют общинное будущее планеты, если оно состоится, а не будет прервано безумием человече­ских толп.

Общине будут даны новые виды энергии, как видимые, так и невидимые. Невидимые станут основой психодеятельности, видимые послужат задачам формирования материи. Поскольку уменьшиться граница между физическим и астральным миром, преобра­зуются и методы материального формовыявления. Многие современные технологии уйдут за ненадобностью, главным инструментом создания необходимых вещей станет мысль.

Но альфой и омегой Нового Мира станет Этика. Без нее в этот мир не войти. Христианский страшный суд, отделяющий праведников от грешников, и есть новые космические энергии, которые уже сейчас производят отбор людей для будущего по этическим характеристикам. Никто не может пожаловаться на При таком подходе спокойно и свободно решается вопрос о предпринимательстве и частной собственности. Стремление многих людей к свободному предпринимательству не только естественно, но и законно, это условие повышения имуще­ствен­ного потенциала общества. Понимание тщеты частной собственности придет не через запреты и ограничения, но в бурях Апокалипсиса. Уже сегодня лучшие представители западного бизнеса рассматри­вают Капитал не как цель, но как средство творческой саморе­ализации. Что же касается хищников, то они в Сатья Югу не войдут.

Итоги. Еще раз повторим идею вмещения противоречий как ключевую идею каждого Провозвестия. Эволюция мира, в особенности духовная, именно предполагает движение “связки” противоречий, и торжес­твующая альтернатива не уничтожает уходящую, но синтезирует из нее все лучшее, жизнеспособное. Вспомним гегелевскую триаду: тезис, антитезис, синтез.

 

 

И предвидения Великих Учителей оправдались: казарменный коммунизм, принудительно уравновешивающий людей по бедности, не выдержал экзамена истории.

 

 

В особенности важно учитывать данный факт при рассмотрении такой важнейшей идеи, как общинная, ком­мунистическая. Наметившаяся тенденция начисто пере­черкнуть советский период истории чревата теми же последствиями, которые характеризуют самые страшные страницы с 1917 по 1953 годы.

Столь же опасно и беспе­рспективно утверждение в любой форме насильственного, тоталитарного социализма. Его историческая роль сыграна. “Все действительное разумно”, - сказал некогда Гегель. Трагедия, разыгранная в России после февраля 1917 года, отражала общий сложившийся к этому времени уровень сознания, - “разум неразумия”, - и сегодня задача народа, в особенности интеллигенции - увеличить долю первого в море второго.

Мы получили жестокий урок. Нам дано Учение жизни, которое может облегчить новую штормовую качку страны. Наконец, мир вступил в новые космические условия, выжи­вание в которых возможно только на принципах Общины.

Как относится Учение Агни Йоги к Учению, данному Иисусом Христом? Так же, как Нагорная проповедь к десяти Заповедям Ветхого Завета. Это Продолжение всех Прово­звестий, дававшихся людям с незапамятных времен соответ­ственно их уровню сознания и космическим срокам. Некоторые религиозные люди любят повторять евангельскую фразу: “Бойтесь лжепророков”. Но человеку даны сердце и разум, чтобы почувствовать и понять разницу между истиной и ложью. Если такого разумения нет, то можно просить хотя бы не отвергать нового Учения, вспомнив печальную судьбу тех, кто отверг Учение Иисуса Христа на том же основании, что он “лжемессия”.

Укажем также, что первая книга Учения Агни Йоги начинается с имени Христа и последняя книга “Надземное” в значительной степени посвящена Этой Индивидуальности. Все великие мировые религии - ислам, буддизм, индуизм - почитают Христа, и Агни Йога, будучи наследницей лучших духовных традиций чело­вечества, не устает повторять, что будущее каждого человека и человечества в целом состоится лишь на путях почитания и подражания Христу.

Озирая моря человеческого страдания, Иисус Христос произнес свои знаменитые, но плохо усвоенные до сих пор слова: “Не судите, да не судимы будете”.

Когда эта мудрость огнен­ными буквами впишется в наше сердце, тогда, не раньше, мы сможем в радости, а не в страхе повторить другие великие слова Учителя, обращенные к Богу:

ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ!

 

 

1 Эпигоны  (греч.)  -  последователи,  механически повторяющие отжившие идеи и  методы  предшественников.

 

Hosted by uCoz